in

Fan-made #3: «Миниатюры, Свет и Магия» Дмитрия Бернта

Fan-made #3: «Миниатюры, Свет и Магия» Дмитрия Бернта

В новом выпуске рубрики «Fan-made» мы побеседовали с талантливым моделистом и большим фанатом саги «Звездные войны» Дмитрием Бернтом.

Мы узнали много нового о стендовом моделировании, фантастической технике из далекой-далекой галактики и поподробнее остановились на процессе создания моделей, диорам и других миниатюрных шедевров, занимающих особое место в творчестве Дмитрия.

Дмитрий, привет! Я уже давно слежу за твоим сообществом «Миниатюры, Свет и Магия» вконтакте и, честно признаюсь, большинство фотографий твоих работ просто поражают. Как давно ты занимаешься такого рода моделированием? С чего все началось? 

Привет! И спасибо за лестный отзыв о моих работах. Я занялся масштабным моделированием на sci-fi тематику где-то в 2005 году. Тогда в России впервые стали появляться наборы Revell по Звездным Войнам, которые я тогда собирал, что называется, “из коробки”, без каких-либо доработок и с минимальной, крайне упрощенной, покраской. Постепенно набивал руку, стал пробовать более сложные техники моделирования, использование подсветки, постройку диорам и моделей “с нуля”. В принципе, в раннем детстве мне, как и многим, родители дарили сборные модели всяких БТТ и самолетов – современных и времен ВОВ – вдруг увлечет. Но тогда как-то не проняло, тематика военно-исторического стендового моделирования оказалась мне – гику уже на тот момент – не близка.

Т.е. далекая-далекая галактика сыграла в твоем увлечении решающую роль?

Определенно. Реквизитчики и специалисты по спецэффектам ILM (подразделения спецэффектов Lucas Arts), а также Ральф Маккуорри (главный концепт-художник оригинальных эпизодов) совершили в свое время настоящую революцию, в т.ч. в плане подхода к дизайну и принципам создания фантастической техники для съемок, определив вектор развития и внешний вид по сути всех последующих фантастических картин по наши дни. Даже в свете революции в использовании, теперь повсеместном, CGI-моделей. Не удивительно, что Звездные Войны и техника из них являются эдаким камнем преткновения, если рассматривать пласт sci-fi стендового моделирования в общем, не только в моем конкретном случае.

Миниатюры, Свет и Магия 007

Сможешь вспомнить, с чего началась любовь к «Звездным войнам» и какая именно модель из ЗВ-вселенной стала первой? 

Далекой-далекой галактикой я “заболел” в шесть лет. Отец принес как-то раз кассеты с тремя эпизодами Оригинальной Трилогии, которые мы с ним посмотрели подряд одним махом. Несмотря на качество записи и путанный гнусавый перевод, это было самое невероятное, что мне приходилось видеть – мне совершенно “снесло башню”, и с тех пор она так и не вернулась на место. Когда “фанатеешь” по какому-то определенному материалу в течении многих лет, то поначалу доставляет вообще все, а со временем все условно “разбредаются” по своим каким-то нишам чего-то конкретного, во что выливается их увлечение. Для меня так вышло, что этим чем-то стали модели техники и кораблей, ну и, немного, реплики реквизита.

Первой моделью по Звездным Войнам, да и вообще, кажется, первой моделью по фантастической тематике для меня стала диорама тронного зала Джаббы Хатта от компании AMT/ERTL 1984 года выпуска:

O8FigGYwbCE

Приятно видеть, что у кого-то фанатизм выливается в такие интересные увлечения. Бесспорно, оригинальная трилогия гораздо ближе к моделированию, чем нынешняя эпоха ЗВ, и все-таки, как тебе новая техника из «Последних джедаев»?

Персонально для меня “Последние джедаи” стали, честно говоря, некоторым разочарованием в плане техники. Одной из отличительных особенностей дизайна техники Звездных Войн является то, что каждый корабль и транспортное средство моментально запоминаются своей уникальностью и новизной облика. Даже те звездолеты, что появлялись, если подумать, всего на несколько секунд или от силы минут за все фильмы – медицинский фрегат повстанцев Небулон-Б, V-Wing клонов, консульский крейсер республики Radiant (привезший джедаев на Набу в начале 1 эпизода и практически тут же и взорванный). В новых фильмах, к сожалению, в большинстве своем используют просто переосмысление оригинальных дизайнов – новые X-Wing’и и A-Wing’и, новые TIE-Fighter’ы, TIE-Scilencer Кайло Рена как обновление TIE-advanced’а Дарта Вейдера. Тот же флагман Сноука – как Executor Вейдера, но только “не в альбомном, а в портретном отображении”. Полностью же новые дизайны не очень, к сожалению, выразительны – все, кого я спрашивал, не могут даже в общих чертах описать, как выглядел, например, корабль, угнанный ДиДжеем, или капсула, на которой Финн и Роуз прилетели на Канто-Байт. Оказалось, что утюг запоминается и то лучше.

Миниатюры, Свет и Магия 002

Наверное, еще сказывается и возраст – со временем начинаешь больше брюзжать “это все уже было, я это все уже видел!”, так что я стараюсь в такую крайность тоже не впадать. Есть ведь, тем не менее, и очень интересные корабли, хоть и не так много, которые я наверняка когда-нибудь попробую построить – шаттл Рена (впрочем, он был еще в “Пробуждении силы”); бомбардировщики Сопротивления тоже понравились.

В своих работах ты чаще пользуешься уже известными приемами, или придумываешь какие-то свои уникальные решения? Можешь рассказать поэтапно на каком-нибудь примере, как происходит процесс моделирования?

Случается, что приходится придумывать какой-то свой способ достичь желаемого результата (или поизобретать велосипед), но чаще всего все же используется набор наиболее распространенных и широко известных в стендовом моделизме техник.

Все начинается с общей идеи будущего проекта, подбираются отдельные модели и фигурки, если это диорама. В случае, когда в качестве модели используется готовый набор – детали срезаются с литников, зачищаются, делается “стыковка на сухую”, без склеивания.

000

Следующий этап называется “китбэшинг” – когда из деталей моделей-доноров (как раз всевозможных танков, самолетов и кораблей) делается дополнительная детализация базовой основы модели. По сути таким образом были сделаны все модели футуристической техники фантастических фильмов вплоть до конца 90-х годов, и введен такой подход был сотрудниками ILM в ходе их работы над 4 эпизодом.

Такая сверхдетализация всевозможными мелкими деталями в дальнейшем создает эффект масштабности модели – заставляет ее выглядеть реалистичной (насколько это применимо к никогда не существовавшим образцам техники), что и подкупает зрителя.

003

Для диорамы изготавливается основание. Тут вариантов тьма, в приведенном примере я сделал основание из фоторамки и самополимеризующейся глины.

В качестве первого этапа покраски все покрывается слоем грунтовки – она подготавливает поверхность к дальнейшей покраске и способствует тому, чтобы слои основных цветов ровно ложились.

 

Далее идет покраска в основные цвета – на этом этапе традиционно используется аэрограф, т.к. он дает наилучшее качество и наиболее реалистичных внешний вид, особенно при работе в мелких масштабах, при окрашивании сравнительно больших площадей.

008

Затем следует этап покраски “свободной рукой” – кистью наносятся мелкие детали, такие как сколы, прокрашиваются все мелкие элементы, например, сигнальная маркировка на технике, отдельные, отличающиеся по цвету элементы.

Наконец, когда, как правило, все финально собирается вместе, осуществляется т.н. “визеринг” – искусственное состаривание для придания пущей реалистичности. Это огромный набор всевозможных техник окрашивания, которыми имитируются подтеки масла и топлива, мелкие потертости краски, выцветание на солнце окрашенных металлических поверхностей, запыленность, копоть по краям дульных отверстий и т.д. и т.п., кто во что горазд

И вот, на выходе всего этого получается новая работа:

011-11

Выглядит потрясно! Сколько времени занимает такая работа?

В среднем на один проект уходит от одного до трех месяцев неспешной работы под настроение по вечерам.

Среди твоих проектов есть что-то, что вызывает особую гордость?

Тяжело выделить какую-то конкретную работу среди остальных. Дело в том, что мне доставляет удовольствие сам процесс работы над моделью – пожалуй, даже в большей степени чем достижение итогового результата. Поэтому мой любимый проект – всегда тот, над которым я работаю в данный момент.

А где ты хранишь уже готовые модели? Приходилось ли тебе устраивать выставки или участвовать в фанатских конвентах?

У меня отведено под них две витрины в гостинной, где они все выставленны. Жена предложила мне организовать такое специальное выставочное пространство, рассудив, что то, как представляется коллекция, играет такую же роль в качестве её восприятия, как и сами экспонаты. Она же помогла подобрать всю мебель, вписать экспозицию в интерьер.

destroyer

Возить модели куда-то – это то еще испытание, они для этого не очень хорошо годятся. Так что это случается нечасто, хотя нескольно раз бывало, что я выставлял по одной-две модели на московских гик-конвентах (например, Эвриконе и СтарФанс). Еще я регулярно участвую в российских и зарубежных сетевых конкурсах-выставках моделей с неплохими результатами.

Уже удавалось завоевать призовое место?

Да, в период с 2011 по 2015 четыре года подряд держался на двух верних “ступенях пьедестала” на SMA Big Spring Contest в категории sci-fi, завоевывал золото и “выбор редакции” в ежегодных конкурсах StarshipModeler, серебро на DishShow.

Впечатляет! Общаешься с кем-то из российской ЗВ-тусовки? Судя по прошлогодней Star Fans, в фэндоме много талантливых людей. Мог бы кого-то выделить? Может быть есть моделисты-единомышленники?

Из российской ЗВ-тусовки общаюсь в основном со старожилами – ребятами, с кем мы ходили еще на старый Старкон нулевых на ВДНХ. Из единомышленников ЗВшников – моделистов мы очень тесно общаемя с Колей Терёшкиным – большим любителем т.н. studio scale (модели в масштабе аналогичном использовавшемуся для студийных миниатюр), а также соавтором в моем небольшом паблике (он же известен как автор выходившей раньше программы “Иллюминатор ЗВ”). Еще я выделил бы в качестве “крафтеров” – фэнов, чье творчество выливается в создание реплик реквизита – Клан Красного Кулака. Это представители в России и СНГ официальной ЗВшной фанатской организации Mandalorian Mercs, члены которой косплеят именно наемников-мандалорцев. То, что ребята творят не только в плане своих костюмов, но и при создании стендов на фестивали и всего этого реквизита для антуража – это что-то с чем-то. Так что, на мой взгляд, они не зря считаются даже внутри самой Mandalorian Mercs одним из самых крутых по качеству крафта территориальных кланов.

Red Fist Clan – украшение любого фестиваля, неоднократно наблюдал их на ИгроМире, СтарКоне и том же Star Fans. Думаю, один из следующих выпусков обязательно посвятим им.

Дмитрий, спасибо большое за ответы и за то, что столь успешно представляешь российское фан-сообщество на мировой арене. Лично мне было безумно интересно узнать поподробнее о процессе создания твоих шедевров. Буду и дальше следить за группой «Миниатюры, Свет и Магия».

Напоследок, пожелаешь что-нибудь нашим читателям? Возможно, среди них есть начинающие моделисты. Может быть, дашь им какой-то совет?

Взаимно спасибо за интервью, рад был поделиться подробностями с вашими читателями.

Хотел бы пожелать им всем – вне зависимости от того, какую конкретно форму творческого самовыражения выбирает их внутренний гик – не бросать и не терять своих увлечений. Стараться всегда стремиться к лучшему результату, но, при этом, не бояться начинать, не бояться возможных трудностей и всегда переться прежде всего от самого процесса в не меньшей степени, чем от его плодов.

Written by Борис Бритва

Главный редактор.
По вопросам сотрудничества просьба писать на почту bob@geek-freak.ru

Добавить комментарий

Дебютный трейлер хоррора «Ритуал» от Netflix

Дебютный трейлер хоррора «Ритуал» от Netflix

Первый тизер пост-апокалиптического сериала «Дождь» от Netflix

Первый тизер пост-апокалиптического сериала «Дождь» от Netflix